Множество зарегистрированных частных предпринимателей отдают предпочтение деятельности в розничной торговле. Часто торговые точки ими размещаются на первых этажах жилых домов.
С одной стороны — это удобно. Для покупки продуктов и товаров нет необходимости далеко ехать или идти. Но с другой стороны, поводов для возможных конфликтов с жильцами — масса (мусор, постоянное движение, шум, яркие вывески). Но, как правило, количество жалоб в соответствующие органы со стороны недовольных жильцов резко увеличивается во время ремонта магазина, отделка помещений офисов.
Для того, чтобы избежать столь неприятных ситуаций и открыть магазин после ремонта в сроки, стоит соблюдать установленные требования. Грамотно составленный на базе действующего законодательства поэтапный план ремонтных работ позволит избежать штрафов, задержек, возможные нарушения интересов и прав жильцов дома.
Первые шаги к новому магазину
Подбор дизайн проекта для нового магазина, проведение монтажных, демонтажных и ремонтных работ, закупка материалов и иные процессы важны. Но, в первую очередь, их реализация должна основываться на законных основаниях.
Использовать жилую недвижимость (свою или арендованную) для предпринимательства не запрещено. Находящаяся на первом этаже жилого дома квартира, которая в дальнейшем будет использована как магазин, должна быть переоформлена из жилого в нежилой фонд. Это первоочерёдная процедура, которую необходимо осуществить перед эксплуатацией помещения и проведения ремонтных работ.
Алгоритм перевода одинаков везде и утверждается городскими, районными или поселковыми советами. Не возникнет проблем на данном этапе, если будущий магазин:
- размещается на цокольном (первом) этаже;
- можно оборудовать отдельный от жилой части дома вход-выход (пандус);
- не имеет прописанных и проживающих людей (подтверждается справкой с ЖЭКа).
Имея на руках заявление соответствующей формы, заверенные нотариусом копии документов на собственность, акт технического обследования и техпаспорт на квартиру с переводом помещения в нежилой фонд не возникнет вопросов. Собранная документация подаётся в городской центр предоставления административных услуг или исполком.
Согласование с жильцами
Кроме того, законодательство не обязует предпринимателей согласовывать открытие магазина в многоквартирном доме с жильцами. Но бывают ситуации, где коллективное решение жильцов может повлиять на дальнейшее ведение бизнеса.
Магазин в бывшей квартире — это часть жилого дома и собственность по праву. К ней не относится придомовая территория, расположенная сразу перед окнами. Находящийся вокруг дома земельный участок — это коммунальная собственность. Соответственно, для реконструкции квартиры, отделки помещений офиса, обустройства отдельного входа и выхода в магазин необходима некоторая площадь. В этом случае, кроме согласования вопроса с местными органами власти, вопрос обсуждается и с жильцами дома. В процессе перевода квартиры в статус нежилого помещения, рассматривающий заявку орган власти может потребовать письменное согласие собственника дома (ЖЭО, жилищно-строительный кооператив) на дальнейшее использование помещения как магазина.
Если же будущий магазин расположен в доме, где создано ОСМД, то вопрос о ремонте и реконструкции выносится на общем собрании. Обсуждается в присутствии соседей и руководства объединения. При этом, ОСМД, получившее в пользование придомовой участок земли, самостоятельно принимает решение о выделении её части для обустройства магазином лестницы или пандуса, иных ремонтных работ.
Стоить помнить, что даже при получении согласия на ремонтные работы от жильцов при нанесении вреда имуществу соседей или дому во время их реализации ущерб возмещается предпринимателем. Также для осуществления работ перфоратором, дрелью и другим шумным оборудованием в выходные и праздничные дни требуется разрешение соседей.
Для ведения спокойного бизнеса отношения с жильцами лучше не портить ни при каких обстоятельствах. Жильцы могут не только подавать жалобы в инстанции (ЖЭК, инспекцию архитектурно-строительного контроля), но и обращением в суд добиваться прекращения ремонтных работ, требовать возращения помещения в изначальное состояние.
Разрешение на ремонтные работы
Каждая реконструкция и ремонт осуществляются в соответствии с утверждённой законодательством документацией, поэтому решение об изменении статуса помещения после исполкома (админцентр) согласовывается с управлением (департаментом) градостроительства и архитектуры. Данные органы разрабатывают и утверждают проектную документацию на предстоящие работы.
Начало работ регистрируется в соответствующей декларации. В соответствии с установленными нормами оговариваются сроки проведения ремонтных работ, время их осуществления и иные нюансы. Жильцов дома необходимо заранее предупреждать о ремонтных работах.
Уже на нежилое помещение, а осуществляющий розничную торговлю магазин, оформляется новый техпаспорт. После окончания ремонтных работ и готовности магазина к эксплуатации регистрируется декларация и законодательно утверждается право собственности на нежилое помещение.
Довольные клиенты и сотрудники — успешный магазин
Магазин — не только рабочее пространство, но и место, где сотрудники компании проводят много времени. Поэтому, в первую очередь, магазин должен быть уютным, интерьер — аккуратным, а ремонт — долговечным.
Внешний вид помещения — лицо магазина, супермаркета или офиса. Формирует первое впечатление, желание воспользоваться предлагаемыми услугами, мотивирует купить товар и вернуться ещё не раз.
Важна каждая деталь, начиная от выбора материалов для ремонта до финишных работ по облицовке пола, стен и потолков. Только профессионалы помогут быстро отремонтировать магазин, а также сделают отделку помещений офиса.
Организация и ведение продаж через магазин — трудоёмкий процесс, тем более, когда торговая точка расположена на первом этаже жилого дома. Каждый этап требует контроля со стороны руководителя, точного понимания на начальных этапах, что делать дальше и к чему быть готовым.